Украинские автомобилисты (да и не только они, но и в большинстве государств) впервые массово столкнулись с газифицированными автомобилями в девяностых годах двадцатого столетия, когда из Западной Европы, особенно из Голландии, хлынул поток подержанных машин с ГБО. В большинстве своем это были старенькие модели еще с карбюраторными (реже - с простейшими системами впрыска) моторами и оборудованием первого-второго поколений: с устройством подачи газа перед дроссельной заслонкой, ненадежными редукторами, ежемесячной необходимостью сливать из них отвратительно пахнувший конденсат. Холостые обороты плавали, при разгонах ощущались провалы, техническую часть приходилось постоянно регулировать. Дело было хлопотным. Неудивительно, что мода на ГБО быстро сошла на нет: люди предпочли вернуться к привычным видам топлива. Разве что на коммерческом транспорте с его огромными пробегами продолжали использовать смесь из пропана и бутана: экономия получалась приличной! Но теперь, когда, с одной стороны, появилось оборудование четвертого, пятого и даже шестого поколений, а с другой, цены на бензин и солярку становятся все неприличней, маятник качнулся в обратную сторону.

Мифы

Тем не менее, живучесть некоторых мифов удивительна:

  • необходимость слива конденсата;
  • неминуемый прогар клапанов;
  • сильная потеря мощности;
  • повышенная опасность возникновения пожара при ДТП.

Возможно, термин «миф» не совсем верно использовать: когда-то указанные недостатки были реальностью. Но в наше время они не актуальны.

По порядку:

  • Современное ГБО, даже сравнительно недорогое, оснащено сменным фильтром: сливать конденсат, выполняя неприятную и довольно сложную процедуру, не нужно.
  • Прогар клапанов - следствие того, что газовая смесь горит при более высокой (на 50-70 градусов) температуре, чем бензиновая. Бороться с этим явлением можно изменением угла опережения зажигания, что на старых моделях оборудования было едва ли эффективным: как ни выставляй, алгоритм работы самого мотора оставался прежним. Однако новые системы ГБО имеют собственную электронику, полностью берущую на себя управление двигателем. Риски неправильной работы минимизируются.
  • Потеря мощности - то же следствие разницы температур горения, худшей наполняемости цилиндров топливной смесью. Но, как и проблема клапанов, на современном газобаллонном оборудовании она решена изменением алгоритмов работы двигателя, чем также заведует электроника. Правда, незначительное снижение мощности все же возможно и ныне, но если раньше оно достигало и двадцати, и даже сорока процентов от номинальной, то теперь не превышает трех-четырех, что в условиях реальной эксплуатации неощутимо. Некачественный бензин или солярка, разбавленная керосином, способны привести к куда как большим потерям!
  • Отсутствие профессионального обслуживания автомобилей с ГБО, некачественная установка - вот что в действительности легло в основу мифа о повышенной опасности возникновения пожара. Ныне, когда за дело взялись специализированные компании, риск снизился до нуля. Более того, пробить современный пластиковый бензиновый бак намного проще, чем повредить высокопрочный баллон. Утечка традиционного топлива вероятней, чем газа.

Реальность

Как и в случае с машинами вообще, развитие систем ГБО не стояло на месте. Сейчас автомобили, использующие в качестве топлива газ, по ходовым характеристикам ничем не отличаются от своих бензиновых и дизельных собратьев. Не сложнее они и в обслуживании. Но главное - существенная экономия.

Пусть даже расход топлива незначительно увеличивается (для среднестатистического легкового автомобиля с двигателем объемом 1500-1600 кубических сантиметров он возрастает примерно на литр с каждой сотни километров пробега), но газ на АЗС стоит вдвое дешевле!

Простой расчет показывает: при средней стоимости ГБО (с монтажом на автомобиль) в 15 тысяч грвен расходе восьми литров на сто километров, окупаемость наступит при пробеге чуть более 24 тысяч, что для обычной легковушки равносильно полутора-двум годам эксплуатации. Но с ростом расхода топлива, то есть в случае с коммерческой техникой, сроки окупаемости быстро сокращаются. «Газели», расходующей порядка 20 литров на сотню, достаточно проехать всего 10 тысяч километров, чтобы началась чистая экономия. Пустяковый пробег для развозного фургона!

Недостатки

К сожалению, в любой бочке с медом отыщется и ложка дегтя.

У ГБО их три:

  • потеря заводской гарантии на двигатель, если машина еще находится на ней;
  • необходимость получения свидетельства об установке газобаллонного оборудования, иначе возникнут проблемы с ТО и регистрационными процедурами на сам автомобиль;
  • нужно проходить освидетельствование баллона.

В сущности, вот и все. Остальное - мифы. Реальность же такова, что современное ГБО - прекрасная и безопасная возможность сэкономить немалые деньги. Главное, установку производить в сертифицированном центре.