В старых образцах газобаллонного оборудования мультиклапаны выполняли самые простые задачи: закрытие/открытие. В ГБО 2 поколения, клапан был нужен для дозировки и подачи топлива в автомобильный двигатель. Современные "мульты" 4 поколения выполняют многочисленные функции.
Основные виды и отличия мультиклапанов
Клапаны ГБО разделяются на две основные категории: «А», «В». "Мульты" класса «А» состоят из специальных устройств, предназначенных для аварийного сброса давления баллонного газа в случаях превышения допустимых значений. Конструкции класса «А» оборудуются специальной электромагнитной катушкой для перекрытия подачи газового топлива при прекращении движения или переходе системы питания ДВС на бензин без участия водителя.
В мультах класса «В» аварийные клапаны не предусмотрены, поэтому от них постепенно отказываются. Раньше их устанавливали на емкости объемом не более 50 литров.
В зависимости от типа газовых баллонов, "мульты" также разделяются на:
- Мультиклапаны для баллонов цилиндрической формы. При монтаже они оборудуются вентиляционным приспособлением, изготовленным в виде специальной коробки, к которой присоединен гофрированный шланг диаметром в 30 мм.
- Для тороидальных емкостей внутреннего типа, устанавливаемых в багажнике авто вместо запасного колеса.
- Для наружных тороидальных баллонов.
Функции мультиклапанов ГБО
Их основная задача – экстренное перекрытие газа при внештатных ситуациях. Мультиклапан ГБО предназначен для выполнения следующих функций:
- контролирующей;
- запорной;
- исполнительной;
- предохранительной.
С целью осуществления надежного контроля, в конструкцию "мульта" интегрирован специальный датчик, благодаря которому водитель определяет имеющийся объем газа.
При помощи запорных кранов перекрываются магистральный и заправочный трубопроводы.
В конструкции "мульта" предусмотрены клапаны: обратный и скоростной. При отсоединении струбцины обратный клапан не позволяет газу выходит из баллона. Скоростной клапан управляет интенсивностью перемещения сжиженного газа и предотвращает утечки при обрывах трубопровода.
Пропан-бутановые смеси жидкой фазы имеют высокий коэффициент объемного расширения. Он превышает данный показатель воды в 10 – 15 раз. При резких перепадах температур или возгораниях газ увеличивается в объеме. С целью предотвращения аварийной ситуации, срабатывает специальный предохранительный клапан, газ выходит в окружающее пространство за пределы транспортного средства через систему вентиляции.
Устройство мультиклапана
Запорная арматура монтируется на боковую стенку горловины газового баллона. Мультиклапан обеспечивает безопасность при эксплуатации всего газобаллонного оборудования.
Скоростной клапан предназначен для ограничения быстроты выхода сжиженного газа. Он контролирует подачу топлива в двигатель внутреннего сгорания. При обрыве магистрального газопровода устройство препятствует утечкам.
Предохранительный аварийный клапан необходим для защиты от разрушений ГБО. Например, при возгорании автомобиля, оснащенного газобаллонным оборудованием, излишки топлива срочно сбрасываются в окружающее пространство.
Датчик уровня необходим для контроля объема жидкой фазы.
Чтобы сжиженный газ не выходил из баллона при отсоединении струбцины в процессе заправки, предусмотрен специальный обратный клапан.
Запорные вентили предназначены для перекрытия заправочного и магистрального трубопроводов в ручном режиме.
Принцип работы мультиклапана
Данное устройство работает по следующему алгоритму:
1. Сжиженный газ поступает в баллон через специальный заправочный порт. При этом клапан испытывает определенное давление.
2. В процессе заполнения емкости газом, поднимается поплавок.
3. При помощи датчика уровня контролируется степень наполнения емкости.
4. После достижения контрольного уровня запорное устройство перекрывается.
Если возникает повышенное давление в баллоне, срабатывает аварийное устройство, газ выходит наружу через каналы вентиляционного короба. В местах соединений, находящихся под воздействием повышенного давления, установлены специальные муфты, изготовленные из медных сплавов. Это необходимо для обеспечения надежности.
Причины возникновения аварийных ситуаций:
• повышенные вибрации при движении машины по дорожным покрытиям несоответствующего качества;
• нарушение правил установки газобаллонного оборудования.
Важно: Требованиями, размещенные в инструкции по эксплуатации ГБО, предусмотрено завинчивать заправочный и расходный вентили после прекращения движения. Так стравливаемый газ не заполнит салон, когда машина будет находиться в закрытом помещении.
Как выбрать лучший мультиклапан ГБО
Наибольшей популярностью среди потребителей пользуется газобаллонное оборудование известных компаний-производителей:
1. Lovato.
2. Tomasetto.
3. Atiker.
4. BRC Gas Equipment
Мультиклапаны фирмы Ловато считаются бюджетной продукцией, они надежны и просты в эксплуатации.
Изделия, произведенные в компании Томасетто, полюбились многим автовладельцам за гарантированную безопасность, надежность и простоту в уходе.