В старых образцах газобаллонного оборудования мультиклапаны выполняли самые простые задачи: закрытие/открытие. В ГБО 2 поколения, клапан был нужен для дозировки и подачи топлива в автомобильный двигатель. Современные "мульты" 4 поколения выполняют многочисленные функции.
Основные виды и отличия мультиклапанов
Клапаны ГБО разделяются на две основные категории: «А», «В». "Мульты" класса «А» состоят из специальных устройств, предназначенных для аварийного сброса давления баллонного газа в случаях превышения допустимых значений. Конструкции класса «А» оборудуются специальной электромагнитной катушкой для перекрытия подачи газового топлива при прекращении движения или переходе системы питания ДВС на бензин без участия водителя.
В мультах класса «В» аварийные клапаны не предусмотрены, поэтому от них постепенно отказываются. Раньше их устанавливали на емкости объемом не более 50 литров.
В зависимости от типа газовых баллонов, "мульты" также разделяются на:

  1.  Мультиклапаны для баллонов цилиндрической формы. При монтаже они оборудуются вентиляционным приспособлением, изготовленным в виде специальной коробки, к которой присоединен гофрированный шланг диаметром в 30 мм.
  2.  Для тороидальных емкостей внутреннего типа, устанавливаемых в багажнике авто вместо запасного колеса.
  3. Для наружных тороидальных баллонов.

Функции мультиклапанов ГБО
Их основная задача – экстренное перекрытие газа при внештатных ситуациях. Мультиклапан ГБО предназначен для выполнения следующих функций:

  • контролирующей;
  • запорной;
  • исполнительной;
  • предохранительной.

С целью осуществления надежного контроля, в конструкцию "мульта" интегрирован специальный датчик, благодаря которому водитель определяет имеющийся объем газа.
При помощи запорных кранов перекрываются магистральный и заправочный трубопроводы.
В конструкции "мульта" предусмотрены клапаны: обратный и скоростной. При отсоединении струбцины обратный клапан не позволяет газу выходит из баллона. Скоростной клапан управляет интенсивностью перемещения сжиженного газа и предотвращает утечки при обрывах трубопровода.
Пропан-бутановые смеси жидкой фазы имеют высокий коэффициент объемного расширения. Он превышает данный показатель воды в 10 – 15 раз. При резких перепадах температур или возгораниях газ увеличивается в объеме. С целью предотвращения аварийной ситуации, срабатывает специальный предохранительный клапан, газ выходит в окружающее пространство за пределы транспортного средства через систему вентиляции.
Устройство мультиклапана
Запорная арматура монтируется на боковую стенку горловины газового баллона. Мультиклапан обеспечивает безопасность при эксплуатации всего газобаллонного оборудования.

Важно: При помощи "мульта" прекращается подача топлива по мере заполнения 80% объема баллона. Стопроцентная заполняемость бака не допускается, т. к. излишки сжиженного газа представляют опасность. Когда давление достигнет значения 25 атм., сжиженный газ выходит в аварийном режиме. Мультиклапан ГБО гарантирует неполное заполнение свободного пространства, не менее чем на 15% объема.


Скоростной клапан предназначен для ограничения быстроты выхода сжиженного газа. Он контролирует подачу топлива в двигатель внутреннего сгорания. При обрыве магистрального газопровода устройство препятствует утечкам.
Предохранительный аварийный клапан необходим для защиты от разрушений ГБО. Например, при возгорании автомобиля, оснащенного газобаллонным оборудованием, излишки топлива срочно сбрасываются в окружающее пространство.
Датчик уровня необходим для контроля объема жидкой фазы.
Чтобы сжиженный газ не выходил из баллона при отсоединении струбцины в процессе заправки, предусмотрен специальный обратный клапан.
Запорные вентили предназначены для перекрытия заправочного и магистрального трубопроводов в ручном режиме.
Принцип работы мультиклапана
Данное устройство работает по следующему алгоритму:
1. Сжиженный газ поступает в баллон через специальный заправочный порт. При этом клапан испытывает определенное давление.
2. В процессе заполнения емкости газом, поднимается поплавок.
3. При помощи датчика уровня контролируется степень наполнения емкости.
4. После достижения контрольного уровня запорное устройство перекрывается.
Если возникает повышенное давление в баллоне, срабатывает аварийное устройство, газ выходит наружу через каналы вентиляционного короба. В местах соединений, находящихся под воздействием повышенного давления, установлены специальные муфты, изготовленные из медных сплавов. Это необходимо для обеспечения надежности.
Причины возникновения аварийных ситуаций:
• повышенные вибрации при движении машины по дорожным покрытиям несоответствующего качества;
• нарушение правил установки газобаллонного оборудования.

Важно: Требованиями, размещенные в инструкции по эксплуатации ГБО, предусмотрено завинчивать заправочный и расходный вентили после прекращения движения. Так стравливаемый газ не заполнит салон, когда машина будет находиться в закрытом помещении.
Как выбрать лучший мультиклапан ГБО
Наибольшей популярностью среди потребителей пользуется газобаллонное оборудование известных компаний-производителей:
1. Lovato.
2. Tomasetto.
3. Atiker.
4. BRC Gas Equipment
Мультиклапаны фирмы Ловато считаются бюджетной продукцией, они надежны и просты в эксплуатации.
Изделия, произведенные в компании Томасетто, полюбились многим автовладельцам за гарантированную безопасность, надежность и простоту в уходе.