ГБО — оборудование, позволяющее в качестве топлива для автомобиля использовать газ (метан или пропан-бутан). Данная система устанавливается помимо существующей системы подачи топлива, при этом её не заменяя.
Компоненты комплекта ГБО 2-го поколения.
1. Редуктор испаритель. Этот компонент отвечает за нагрев и испарение газового топлива.
2. Эмулятор форсунок. Предназначен для прекращения подачи бензина, когда работа осуществляется на газу. Задействуется в инжекторных автомобилях. В системах карбюраторных же используется бензиновый электромагнитный клапан.
3. Газовый электромагнитный клапан. Это устройство следит за своевременным прекращение подачи газ, например когда машина едет на бензине.
4. Мультиклапан. на этот компонент системы возложено несколько функций, одна из них своевременное перекрытие подачи газа при повреждении оборудования.
5. Газовый баллон. Они бывают разных размеров, объёмов и форм. Форма, в основном, цилиндрическая, но в системах ГБО под пропан-бутан так же используются и баллоны тороидальной формы, которые устанавливаются вместо запасного колеса в багажнике автомобиля.
6. Выносное заправочное устройство (ВЗУ). Используется для заправки авто газовым топливом. У машин с ГБО под метан располагается либо в багажнике, либо под капотом. В автомобилях с ГБО под пропан часто врезается в бампер, или рядом с горловиной бензобака, под лючком.
7. Топливный переключатель. Он устанавливается в салоне, им можно сменить используемый вид топлива вручную. По умолчанию завод производится на бензине, далее при достижении определённой температуры система автоматом переключается на газ. Если газ в баллоне заканчивается, то система автоматически переходит обратно на стандартное топливо — бензин.
Так же в систему автомобильного ГБО входит дозатор газа, газовый смеситель, газовая магистраль, рассчитанная на высокое давление. Естественно, в комплекте поставки присутствуют различные элементы крепления, хомуты, рукава, шланги, муфты и прочие комплектующие.
Рассмотрим, для примера, автомобиль с карбюраторным двигателем.
Работа двигателя на газомоторном топливе аналогична работе на бензине. В начале газ проходит по назначенной магистрали из баллона в газовый клапан, затем редуктор-испаритель, там происходит сброс давления. После этого газовое топливо попадает в смеситель, через газовый дозатор. Смена между видами используемого топлива происходит из салона, с помощью специального переключателя.
Работа ГБО на авто с инжекторными двигателями имеет несколько отличий.
В них использование бензинового клапана не нужно, там его роль играет эмулятор форсунок. При работе на газу он имитирует принцип работы бензиновых форсунок, чтобы машина не начала работать в аварийном режиме.
Сейчас в Украине есть и ГБО 4-го поколения. В нём функцию эмулятора выполняют газовые форсунки, отвечающие за подачу газового топлива.
На данный момент мастера используют две схемы установки ГБО на автомобиль.
Первая схема традиционная. используя её газ подаётся сразу в карбюратор или инжектор.Вторая схема более современная, в ней подача газа осуществляется в газовые форсунки.
В первом случае мы имеем один серьёзный недостаток — топливная смесь, которая образуется при переключении режимов газ/бензин, весьма низкого качества, что приводит к быстрому износу деталей двигателя. Но, зато, она имеет более низкую цену и, соответственно, быстрее окупается. Вторая стоит дороже, но не имеет подобных недостатков, что, в будущем, сэкономит деньги владельца на обслуживание и ремонт.